Маленький человек идёт в школу...
Маленький человек идёт в школу. Волнуются все и ребёнок, и родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или лёгким и радостным?
Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало обучения в школе кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, ограничений; теперь ребёнок должен систематически и напряжённо работать, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и требованиям школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой.
Даже беглое рассмотрение организации педагогического процесса в детском саду и начальной школе, содержания и методики обучения и воспитания позволяет увидеть существенные различия. Для детского сада характерны бытовой комфорт, совместные бытовая, игровая, познавательная деятельность, относительное отсутствие обязательного минимума усвоения информации и оценки знаний в баллах, неформальное общение со взрослым, В начальной школе почти вся организация педагогического процесса нацелена на усвоение знаний; ролевые позиции учителя и ученика точно обозначены (первый учит, второй учится), успешность деятельности ученика оценивается в баллах, неформальное общение учителя и ученика занимает очень мало времени. С переходом из «домашней» атмосферы детского сада в более официальную обстановку школы жизнь ребёнка начинает подчиняться системе строгих правил.
Место воспитателя детского сада в его жизни занимает учитель, для которого главным мерилом сформированное личности ребёнка становятся послушание и успех в учёбе. Резко возрастают требования не только к интеллектуальной и познавательной сферам ребёнка, но и к его волевой сфере, способности к саморегуляции поведения и т.д. Успешность прохождения детьми этого столь сложного для них периода большинство исследователей видят в развитии именно их волевой и познавательной активности.
Воспитатели детского сада и учителя начальной школы воспринимаются ребёнком дошкольного и младшего школьного возраста как взрослые, от которых в значительной степени зависит его вхождение в новую для него социальную общность, и поэтому те и другие одинаково важны для него.
Ролевые функции воспитателя и учителя начальной школы существенно различаются. У них разные права, обязанности, предписанные различными нормативными документами (программами, инструкциями и тд). Однако если от воспитателя детского сада требуется создание в группе комфортной атмосферы, тепла и заботы, способствующей физическому, духовному и нравственному развитию детей, то от учителя в первую очередь требуют, чтобы учащиеся освоили предусмотренный программой материал.
Выделен ряд оснований для преемственности дошкольного и начального школьного образования:
- Состояние здоровья и физическое развитие детей.
- Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
- Умственные и нравственные способности учащихся.
- Сформированность творческого воображения как направления личностного и интеллектуального развития.
- Развитие коммуникативных умений.
- Уровень педагогической грамотности родителей.
Из чего складывается готовность к школьному обучению? Прежде всего, из готовности детей к новым видам деятельности:
- уметь слышать, понимать и решать учебную задачу;
- усваивать большой объём инструктивной информации и учебный материал;
- ориентироваться в классе, тетрадях, учебниках;
- уметь слушать и говорить (развитие коммуникативной деятельности и фонематического слуха).