Ручной труд старших дошкольников

 автор - Людмила Шерстобитова

  Ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно - прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Систематизация ручного труда возможна по разным основаниям: материалам, используемым в работе, по учебным операциям, по целям, способам организации и т. д. Ручной труд –изготовление предметов из разнообразных материалов: бумаги, картона, дерева, природного материала (листьев, шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика, бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п. Ручной труд связан с изготовлением посредствам вышивания, плетения, вязания, шитья, а так же игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, коробок, атрибутов для игр, лодочек, машин, корзинок, домиков, мебели, животных. Ручной труд многообразен и подразделяется на виды по материалу из которого что-либо делают. Ручной труд требует, прежде всего, воли в конечностях и чувства и восприятия. Например, по делению по материалу ручной трудпредполагает следующие направления работы: 1. технология работы с бумагой: - оригами; - аппликация; - бумажной моделирование.; 2. технология работы из природного материала 3. технология обработки ниток: - плетение; - макраме. 4. технология обработки ткани 5. технология обработки кожи 6. декоративно-прикладное искусство 7. картонажные работы 8. ведение домашнего хозяйства 9. техника безопасности в работе с инструментами. Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой, … Поэтому он вводится после того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых. По словам Н. К. Крупской, он формирует у ребенка политехнические подходы к материалам, инструментам с учетом их свойств. Изготовление вещей приучает видеть и анализировать детали, сочленения, соразмерять части по величине, подбирать по форме, изготавливать вещи по рисунку и т. д. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста: 

  • насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;
  • свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;
  • наличие образцов изделий и поделок;
  • использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;
  • создание музея детских поделок, альбомов, книг;
  • непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми

Ручной труд имеет большое значение в деятельности дошкольников, и он очень многообразен. Особенностью детского ручного труда является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и др. материалов игрушки и используют их в своих играх). Игры раскрывают ребёнку практическую целесообразность ручного труда, в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретённые на занятиях. При организации занятий по обучению детей ручному труду соблюдаются следующие условия: 1) Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей 2) При отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми учитываем разницу в интересах мальчиков и девочек 3) Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение 4) Используется усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера 5) О результатах продуктивной деятельности ребенка рассказывается его родителям, приходящим в группу взрослым, показываем им поделки, публично выражая свое одобрение и похвалу; 6) Занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение,но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность. Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности.