Из чего складывается готовность к школьному обучению?

Подготовка ребенка к школе с точки зрения его психоло­гии — понятие комплексное, традиционно разделяемое на 4 бло­ка:

  1. Интеллектуальная готовность к школе. 2. Личностная готовность к школе. 3. Сформированность произвольности. 4. Сформированность предпосылок учебной деятельности
  2. Интеллектуальная готовность Говоря об интеллектуальной готовности к школе, необходи­мо различать понятия «Обученность» и «интеллектуальное раз­витие». Первое включает в себя те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Обученность определяет общий кругозор, запас конкретных знаний, понима­ние основных закономерностей. Однако нельзя судить о готов­ности интеллекта ребенка к школе только по количеству выяв­ленных у него знаний, словарному запасу, конкретным умениям и навыкам — они не являются определяющими в вопросе успеш­ности овладения учебной деятельностью. Интеллектуальное развитие представляет собой умственный потенциал, развитие мыслительных процессов — способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, анализи­ровать, выделять существенные признаки, делать самостоятель­ные выводы. Очень важная состав­ляющая интеллектуальной готовности — способность ребенка к самодвижению, самостоятельному обучению, решению про­блемных задач . У будущего школьника должны быть развиты любознатель­ность, желание узнавать новое. Должен быть достаточно высо­кий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления. Не менее важен уровень развития памяти, речи, мышления, воображения, т. е. всех психических процессов. Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений, которые необхо­димы для работы с учебными задачами. Ребенок должен уметь: — воспринимать информацию и задавать по ней вопросы; — принимать цель наблюдения и его осуществлять; — систематизировать и классифицировать признаки предме­тов и явлений. В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обе­спечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систе­му знаний об окружающем мире. Важнейшие показатели интеллектуальной зрелости ребенка: умение наблюдать (слушать, исследовать, направлять внимание даже на скучное занятие);  дифференцированное восприятие и осмысленность (на­пример, умение выделить фигуру из фона или отделить важные признаки от несущественных);  ориентация в пространстве (внизу, наверху, над, под, перед, за, рядом, между) и времени (вчера, сегодня, завтра, дни недели, времена года и их признаки);  умение распределить предметы по их размеру, длине, ши­рине и высоте;  умение дать предметам и их свойствам единое название (количество общих слов/категорий в словарном запасе);  умение рассказывать о своей любимой деятельности или событии, умение описать картинку;  развитие речи и умение самовыражения (связанно и по­нятно описать качества знакомых ребенку предметов или явлений, рассказать о своих мыслях, объяснить ситуацию или свои действия); умение воспроизводить заданный образец, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации; способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление);  способность концентрировать внимание (непрерывно удерживать внимание на действии или предмете в течение 10 минут) .
  3. Личностная готовность к школе Для успешной адаптации к школе у ребенка в первую очередь должно присутствовать желание быть школьником. На практике оно выражается в стремлении ребенка перейти к новым отноше­ниям со взрослым: занять ответственную позицию и получить от взрослого подтверждение своей новой значимости. С точки зрения психологии ребенок готов к школе, если он сам стремится быть школьником. На появление такого желания влияет отноше­ние близких взрослых к учению. Именно взрослый показывает ребенку важность этого нового вида деятельности, его психо­логическое отличие от игры дошкольника, его значимость.  Вто­рым важным аспектом развития личности ребенка как будущего школьника является социальная позиция, которая определяется в системе отношений со сверстниками. У ребенка появляется воз­можность занять новую позицию, сравняться при этом со стар­шими детьми (тоже школьниками) и подняться над младшими. Наличие внутренней позиции школьника проявляется в отка­зе от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования. Ребенок начинает критично оценивать свою деятельность и социальную позицию, и положение до­школьника его уже не удовлетворяет. Он демонстрирует выражено положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и, особенно, к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Такая положительная направленность ребен­ка на школу как на собственно учебное заведение — важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т. е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. Личностная готовность к школе включает также коммуника­тивные навыки и способности и определенное отношение к себе. Важность первых определяется в ситуации установления новых контактов. Попадая в школьный класс, ребенок первоначально оказывается в окружении незнакомых сверстников и взрослых. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совмест­но с другими, уступать, подчиняться по необходимости — каче­ства, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благопри­ятных условий для дальнейшего обучения в школе. Учебная деятельность предполагает также адекватное от­ношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосознания, благодаря которому формируется социальная позиция школь­ника. Если социальная позиция школьника не сформирована, то ребенку будет трудно адаптироваться к школе, даже если он интеллектуально готов к учебной деятельности. Такие дети ча­сто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. О личностной готовности ребенка к школе обычно су­дят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. К концу дошкольного возраста складывается такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Это необходимо в ситуации урока, ког­да исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими пере­живаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Понимание условности учебного общения и умение подчиняться правилам — еще один важный аспект готовности к школе. В практике любого учителя встречались дети, не чувствую­щие дистанции, долгое время не осознающие нового статуса — ученика. Такой ребенок может встать в середине урока и собрать­ся домой. Играть на уроке в какую-нибудь игру, не реагируя на замечания учителя, или напрямую отказываться участвовать в уроке: «мне не интересно, я не хочу учиться у тебя». Эти дети могут обращаться к учителю «тетя Таня», перебивать учителя во время урока, чтобы сообщить о птичке за окном, или о каком-то своем воспоминании. В последнее время уровень раскованности в обществе изменился, многие рамки общения, бывшие когда-то обязательными, перестали использоваться. Поэтому родители первоклассников часто говорят: «Он у меня такой непосредствен­ный, раскованный, пожалуйста, не заставляйте его быть таким как все!». Однако, несоблюдение правил школьной жизни это не раскованность, а недостаточное развитие произвольности -способности понять и принять определенную цель и действовать в соответствии с этой целью.

3.Произвольность поведения  Произвольность поведения — это умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу. Успех обучения в школе зависит оттого, насколько у дошкольника будет сформи­рована произвольность поведения, что в первую очередь выража­ется в его организованности. Недостаточная сформированность произвольности не позволяет ребенку понять и принять услов­ные правила поведения, взаимодействия ученика и учителя. Произвольность проявляется в умении планировать свои дей­ствия, выполнять их в определенной последовательности, соот­носить со временем. Формы произвольности: умение ориентироваться на заданную систему требова­ний, самостоятельно выполнять последовательность действий.  умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.  умение внимательно слушать говорящего и точно выпол­нять задания, предлагаемые в устной форме. умение детей сознательно подчинять свои действия пра­вилу, обобщенно определяющему способ действия. Таким образом, главным показателем дошкольного возраста в развитии произвольности является определенный уровень ор­ганизованности, умение подчинять свои действия требованиям «надо», а не «хочу», что необходимо для обучения в школе.Произвольность поведения формируется в деятельности. По мере овладения разными видами деятельности ребенок посте­пенно начинает подчинять свои действия указаниям взрослых, а затем и самостоятельно направлять их на достижения опреде­ленных целей. На развитие произвольности поведения ребенка оказывают влияние все виды деятельности, но ведущее место принадлежит игре. Это самая любимая и естественная деятель­ность дошкольника. Большое значение для развития произвольности у детей име­ют подвижные игры с правилами. Правила в этих играх создают для ребенка известные нормы действия, определяют, что надо делать и что делать нельзя. Правила игры являются внешним требованием, которое воспитывает умение произвольно управ­лять собой. Дети должны научиться пользоваться этими прави­лами, подчиняться им — только при этих условиях может состо­яться игра.

4.Учебная деятельность  Учебная деятельность — это сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков и складывается она посте­пенно. В задачи обучения старших дошкольников входит фор­мирование некоторых исходных предпосылок учебной деятель­ности. Важнейшими из них являются: высокий уровень актив­ности, инициативы, самостоятельности в работе; уважительное отношение к взрослому как к учителю, стремление выполнять его задания; достаточно высокий уровень производительности, т. е. умение сосредотачивать внимание на поставленной задаче, умение планировать и контролировать собственные действия в соответствии с этой задачей. В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются сле­дующие элементы учебной деятельности: умение определять цель предстоящей деятельности и спо­собы ее достижения, добиваться результата;  самоконтроль, который проявляется при сравнении полу­ченного результата с образцом, эталоном; умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных ре­зультатов; умение планировать деятельность, ориентируясь на ее ре­зультат . Показатели сформированности предпосылок учебной дея- тельности: умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец; умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи; умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности . Если предпосылки учебной деятельности сформированы высоком уровне, то ребенок способен понять и точно выполни учебное задание, умеет выделять основной способ его выполнения, умеет его объяснить, а также правильно оценивает собственную работу и работу других.