Из чего складывается готовность к школьному обучению?
Подготовка ребенка к школе с точки зрения его психологии — понятие комплексное, традиционно разделяемое на 4 блока:
- Интеллектуальная готовность к школе. 2. Личностная готовность к школе. 3. Сформированность произвольности. 4. Сформированность предпосылок учебной деятельности
- Интеллектуальная готовность Говоря об интеллектуальной готовности к школе, необходимо различать понятия «Обученность» и «интеллектуальное развитие». Первое включает в себя те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Обученность определяет общий кругозор, запас конкретных знаний, понимание основных закономерностей. Однако нельзя судить о готовности интеллекта ребенка к школе только по количеству выявленных у него знаний, словарному запасу, конкретным умениям и навыкам — они не являются определяющими в вопросе успешности овладения учебной деятельностью. Интеллектуальное развитие представляет собой умственный потенциал, развитие мыслительных процессов — способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, анализировать, выделять существенные признаки, делать самостоятельные выводы. Очень важная составляющая интеллектуальной готовности — способность ребенка к самодвижению, самостоятельному обучению, решению проблемных задач . У будущего школьника должны быть развиты любознательность, желание узнавать новое. Должен быть достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления. Не менее важен уровень развития памяти, речи, мышления, воображения, т. е. всех психических процессов. Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений, которые необходимы для работы с учебными задачами. Ребенок должен уметь: — воспринимать информацию и задавать по ней вопросы; — принимать цель наблюдения и его осуществлять; — систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений. В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем мире. Важнейшие показатели интеллектуальной зрелости ребенка: умение наблюдать (слушать, исследовать, направлять внимание даже на скучное занятие); дифференцированное восприятие и осмысленность (например, умение выделить фигуру из фона или отделить важные признаки от несущественных); ориентация в пространстве (внизу, наверху, над, под, перед, за, рядом, между) и времени (вчера, сегодня, завтра, дни недели, времена года и их признаки); умение распределить предметы по их размеру, длине, ширине и высоте; умение дать предметам и их свойствам единое название (количество общих слов/категорий в словарном запасе); умение рассказывать о своей любимой деятельности или событии, умение описать картинку; развитие речи и умение самовыражения (связанно и понятно описать качества знакомых ребенку предметов или явлений, рассказать о своих мыслях, объяснить ситуацию или свои действия); умение воспроизводить заданный образец, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации; способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); способность концентрировать внимание (непрерывно удерживать внимание на действии или предмете в течение 10 минут) .
- Личностная готовность к школе Для успешной адаптации к школе у ребенка в первую очередь должно присутствовать желание быть школьником. На практике оно выражается в стремлении ребенка перейти к новым отношениям со взрослым: занять ответственную позицию и получить от взрослого подтверждение своей новой значимости. С точки зрения психологии ребенок готов к школе, если он сам стремится быть школьником. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению. Именно взрослый показывает ребенку важность этого нового вида деятельности, его психологическое отличие от игры дошкольника, его значимость. Вторым важным аспектом развития личности ребенка как будущего школьника является социальная позиция, которая определяется в системе отношений со сверстниками. У ребенка появляется возможность занять новую позицию, сравняться при этом со старшими детьми (тоже школьниками) и подняться над младшими. Наличие внутренней позиции школьника проявляется в отказе от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования. Ребенок начинает критично оценивать свою деятельность и социальную позицию, и положение дошкольника его уже не удовлетворяет. Он демонстрирует выражено положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и, особенно, к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение — важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т. е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. Личностная готовность к школе включает также коммуникативные навыки и способности и определенное отношение к себе. Важность первых определяется в ситуации установления новых контактов. Попадая в школьный класс, ребенок первоначально оказывается в окружении незнакомых сверстников и взрослых. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе. Учебная деятельность предполагает также адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосознания, благодаря которому формируется социальная позиция школьника. Если социальная позиция школьника не сформирована, то ребенку будет трудно адаптироваться к школе, даже если он интеллектуально готов к учебной деятельности. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. К концу дошкольного возраста складывается такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Это необходимо в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Понимание условности учебного общения и умение подчиняться правилам — еще один важный аспект готовности к школе. В практике любого учителя встречались дети, не чувствующие дистанции, долгое время не осознающие нового статуса — ученика. Такой ребенок может встать в середине урока и собраться домой. Играть на уроке в какую-нибудь игру, не реагируя на замечания учителя, или напрямую отказываться участвовать в уроке: «мне не интересно, я не хочу учиться у тебя». Эти дети могут обращаться к учителю «тетя Таня», перебивать учителя во время урока, чтобы сообщить о птичке за окном, или о каком-то своем воспоминании. В последнее время уровень раскованности в обществе изменился, многие рамки общения, бывшие когда-то обязательными, перестали использоваться. Поэтому родители первоклассников часто говорят: «Он у меня такой непосредственный, раскованный, пожалуйста, не заставляйте его быть таким как все!». Однако, несоблюдение правил школьной жизни это не раскованность, а недостаточное развитие произвольности -способности понять и принять определенную цель и действовать в соответствии с этой целью.
3.Произвольность поведения Произвольность поведения — это умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу. Успех обучения в школе зависит оттого, насколько у дошкольника будет сформирована произвольность поведения, что в первую очередь выражается в его организованности. Недостаточная сформированность произвольности не позволяет ребенку понять и принять условные правила поведения, взаимодействия ученика и учителя. Произвольность проявляется в умении планировать свои действия, выполнять их в определенной последовательности, соотносить со временем. Формы произвольности: умение ориентироваться на заданную систему требований, самостоятельно выполнять последовательность действий. умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме. умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия. Таким образом, главным показателем дошкольного возраста в развитии произвольности является определенный уровень организованности, умение подчинять свои действия требованиям «надо», а не «хочу», что необходимо для обучения в школе.Произвольность поведения формируется в деятельности. По мере овладения разными видами деятельности ребенок постепенно начинает подчинять свои действия указаниям взрослых, а затем и самостоятельно направлять их на достижения определенных целей. На развитие произвольности поведения ребенка оказывают влияние все виды деятельности, но ведущее место принадлежит игре. Это самая любимая и естественная деятельность дошкольника. Большое значение для развития произвольности у детей имеют подвижные игры с правилами. Правила в этих играх создают для ребенка известные нормы действия, определяют, что надо делать и что делать нельзя. Правила игры являются внешним требованием, которое воспитывает умение произвольно управлять собой. Дети должны научиться пользоваться этими правилами, подчиняться им — только при этих условиях может состояться игра.
4.Учебная деятельность Учебная деятельность — это сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков и складывается она постепенно. В задачи обучения старших дошкольников входит формирование некоторых исходных предпосылок учебной деятельности. Важнейшими из них являются: высокий уровень активности, инициативы, самостоятельности в работе; уважительное отношение к взрослому как к учителю, стремление выполнять его задания; достаточно высокий уровень производительности, т. е. умение сосредотачивать внимание на поставленной задаче, умение планировать и контролировать собственные действия в соответствии с этой задачей. В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются следующие элементы учебной деятельности: умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата; самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном; умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов; умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат . Показатели сформированности предпосылок учебной дея- тельности: умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец; умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи; умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности . Если предпосылки учебной деятельности сформированы высоком уровне, то ребенок способен понять и точно выполни учебное задание, умеет выделять основной способ его выполнения, умеет его объяснить, а также правильно оценивает собственную работу и работу других.