Маленький человек идёт в школу...

Маленький человек идёт в школу. Волнуются все и ребёнок, и родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или лёгким и радостным?

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребёнка. На­чало обучения в школе кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспеч­ность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, ограничений; теперь ребёнок должен системати­чески и напряжённо работать, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и требованиям школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой.

Даже беглое рас­смотрение организации педагогическо­го процесса в детском саду и начальной школе, содержания и методики обучения и воспитания позволяет увидеть суще­ственные различия. Для детского сада характерны бытовой комфорт, совмест­ные бытовая, игровая, познавательная деятельность, относительное отсутствие обязательного минимума усвоения ин­формации и оценки знаний в баллах, неформальное общение со взрослым, В начальной школе почти вся организация педагогического процесса нацелена на усвоение знаний; ролевые позиции учи­теля и ученика точно обозначены (пер­вый учит, второй учится), успешность деятельности ученика оценивается в баллах, неформальное общение учителя и ученика занимает очень мало времени. С переходом из «домашней» атмосферы детского сада в более официальную обстановку школы жизнь ребёнка начинает подчиняться системе строгих правил.

Место воспитателя детского сада в его жизни занимает учитель, для которого главным мерилом сформированное личности ребёнка становятся послуша­ние и успех в учёбе. Резко возрастают требования не только к интеллектуаль­ной и познавательной сферам ребёнка, но и к его волевой сфере, способности к саморегуляции поведения и т.д.  Успеш­ность прохождения детьми этого столь сложного для них периода большин­ство исследователей видят в развитии именно их волевой и познавательной активности.

Воспитатели детского сада и учителя начальной школы воспринимаются ребёнком дошкольного и младшего школьного возраста как взрослые, от которых в значительной степени за­висит его вхождение в новую для него социальную общность, и поэтому те и другие одинаково важны для него.

Ролевые функции воспитателя и учителя начальной школы существенно различаются. У них разные права, обя­занности, предписанные различными нормативными документами (програм­мами, инструкциями и тд). Однако если от воспитателя детского сада требуется создание в группе комфортной атмо­сферы, тепла и заботы, способствующей физическому, духовному и нравственно­му развитию детей, то от учителя в пер­вую очередь требуют, чтобы учащиеся освоили предусмотренный программой материал.

Выделен ряд оснований для пре­емственности дошкольного и на­чального школьного образования:

  • Состояние здоровья и физическое развитие детей.
  • Уровень развития их познаватель­ной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
  • Умственные и нравственные спо­собности учащихся.
  • Сформированность творческого воображения как направления личност­ного и интеллектуального развития.
  • Развитие коммуникативных уме­ний.
  • Уровень педагогической грамот­ности родителей.

Из чего складывается готовность к школьному обучению? Прежде всего, из готовности детей к новым видам деятельности:

  • уметь слышать, понимать и решать учебную задачу;
  • усваивать большой объём ин­структивной информации и учебный материал;
  • ориентироваться в классе, тетра­дях, учебниках;
  • уметь слушать и говорить (разви­тие коммуникативной деятельности и фонематического слуха).