Формирование целостного образа предмета

Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ребенком окружающего мира, способствует развитию всей его деятельности. Целостный образ предмета вначале бывает нечетким, расплывчатым, недифференцированным, т. е. ребенок узнает знакомый предмет, но не может передать его в рисунке, лепке. Это происходит не потому, что он не умеет лепить и рисовать. Он просто не представляет себе предмет достаточно четко, не способен выделить его контур, части, из которых состоит данный предмет.

У умственно отсталого ребенка формирование целостного образа происходит в более поздние сроки и без специального коррекционного воздействия остается недостаточным, что отрицательно сказывается на развитие трудовой деятельности. Дети плохо осознают внешний вид и строение предмета, зачастую не узнают его в изображении.

В данном разделе даны дидактические игры на формирование у умственно отсталых детей целостного образа предмета. При проведении игр желательно придерживаться предлагаемой последовательности, так как она учитывает закономерности формирования целостного образа – от узнавания к восприятию и представлению.

Узнавание и различение предметов

Развитие целостного восприятия предмета начинается с узнавания. Умственно отсталые дети не всегда могут узнать предмет в новой ситуации, выделить' его из общего фона. Они испытывают трудности при опознании предмета в рисунке, особенно если этот предмет изображен в необычном ракурсе или в несколько измененной форме. А так как ознакомление с окружающим, обучение речи, счету ведутся с помощью картинок, то у детей могут сформироваться неправильные представления, недостаточно точно отнесенные к слову. Вот почему играм на узнавание предметов уделяется большое внимание.

Найди свою игрушку

Цель. Учить узнавать знакомые предметы среди других, развивать внимание, вызывать положительное отношение к игрушке. Оборудование. Игрушки по числу детей. Ход игры. Педагог раздает каждому по одной игрушке и предлагает поиграть с ними. Детям, которые не могут сами начать игру, помогает выбрать игровое действие (покачать куклу, поплясать с мишкой, покатать мяч, разобрать и собрать матрешку и т. п.). Затем просит детей принести игрушку к нему на стол, собирает их, перемешивает, накрывает салфеткой, отсчитывает до 15–20 и говорит, что тот, кто найдет свою игрушку, получит ее обратно и сможет поиграть с ней, чужую игрушку брать нельзя. Дети по одному подходят к столу и берут игрушки. Когда останется только две игрушки, педагог незаметно подкладывает еще две, чтобы у детей был выбор. При необходимости помогает им вспомнить, какие игрушки у них были («С чем ты играл?», «Что ты катал?», «Кого ты качала?» и т. п.). Результаты каждого выбора закрепляются в слове: «Верно, ты играл с мишкой и нашел своего мишку». Получив свои игрушки, дети играют с ними.

Найди свое место

Цель. Та же.

Оборудование. Игрушки по числу детей.

Ход игры. Дети с игрушками садятся на стулья, поставленные в ряд. По сигналу педагога они разбегаются по комнате, оставив игрушки на стуле и так же по сигналу бегут на свои места, ориентируясь на игрушки. Игра повторяется 2–3 раза. По мере освоения игры задание усложняется: пока дети бегают, педагог меняет местами игрушки на стульях.

Игрушки идут на праздник

Цель. Учить подбирать одинаковые (парные) предметы по образцу, активизировать внимание.

Оборудование. Парные игрушки (два одинаковых мишки, две куклы, два зайца; второй набор: четыре куклы – две пары, отличающиеся друг от друга по величине, два одинаковых мишки и т.п.).

Ход игры. Один комплект игрушек педагог раскладывает на своем столе, другой на таком же столе, находящемся на некотором расстоянии и говорит: «Куклы, мишки, зайки хотят идти на праздник парами, но не могут найти свои пары: мишке нужен такой же мишка, кукле – кукла, зайке – зайка. Помогите им, ребята». Дети по очереди подходят к столу педагога, берут по одной игрушке и находят ей пару на соседнем столе, устанавливают их парами друг за другом. Педагог берет бубен или барабан, и дети передвигают игрушки по столу. Игра повторяется с другими детьми. Затем каждый ребенок получает по одной игрушке, по сигналу бубна дети разбегаются по комнате. Найдя свою пару, они маршируют с игрушками по комнате.

Что на картинке

Цель. Узнавать предмет в рисунке, развивать внимание. Оборудование. Наборы предметов и парных к ним изображений (игрушки, посуда, одежда, овощи, фрукты и др.).

Ход игры. Педагог расставляет на отдельном столе предметы (на 2–3 предмета больше, чем количество участников), вызывает ребенка, показывает ему картинку так, чтобы другие дети ее не видели, и говорит: «Сейчас вы будете угадывать, что нарисовано на этой картинке». Кладет картинку на свой стол, просит ребенка дать такой же предмет (игрушку), не называя его. Ребенок выбирает предмет и ставит на большой стол. Педагог спрашивает всех, что нарисовано на картинке. После ответа ребенок показывает картинку всем играющим. Дети оценивают правильность выбора. Если ребенок выбрал не тот предмет, педагог предлагает ему исправить ошибку. Затем педагог подытоживает результат: «Вы угадали – на картинке нарисована машина, и Таня принесла машину».

Сначала выбор производится из 3 предметов, в дальнейшем из 6–8.

Лото (узнавание предметов по картинке)

Цель. Учить выбирать парные предметы по образцу, развивать внимание, интерес к узнаванию и различению предметов, изображенных на картинке.

Оборудование. Карты лото с изображением трех знакомых детям предметов, маленькие карточки с изображениями тех же предметов.

Ход игры. Педагог раздает детям карточки лото, а сам поднимает одну из маленьких карточек и спрашивает: «У кого такая картинка?» После того как выбор сделан, ребенок получает карточку, а педагог называет предмет: «У Вовы ложка, правильно».

При повторных проведениях игры каждому ребенку дают не 1, а по 2–3 карты лото (6–9 картинок).

Запомни и найди

Цель. Продолжать узнавать одинаковые изображения, запоминать их и соотносить мысленно в представлении, закреплять знание названий предметов.

Оборудование. То же, чистые листы бумаги или картона.

Ход игры. Принцип организации аналогичен ранее приведенным играм. Только педагог, показав маленькую карточку, говорит: «У кого такая?»

Запомни и назови

Цель. Учить соотносить название предмета с его изображением, вспоминать предмет по слову-названию.

Оборудование. То же.

Ход игры. Принцип организации и методика проведения игры аналогичны играм, предложенным ранее.

Что изменилось

Цель. Учить запоминать предметы и их изображения, расположение предметов и картинок в пространстве, развивать внимание, воспитывать интерес к внешнему виду предметов и их различению.

Оборудование. Предметы, игрушки, картинки, экран (салфетка), наборное полотно.

Ход игры. 1-й вариант. На столе педагога стоят четыре предмета (например, тарелка, чашка, матрешка, машина). Педагог просит детей внимательно рассмотреть предметы, закрывает их салфеткой или загораживает экраном, отсчитывает до 15, незаметно забирает, прячет один из предметов, снимает салфетку (экран) и спрашивает: «Чего не стало?» При повторном проведении игры количество предметов увеличивается.

2-й вариант. Та же игра проводится с картинками, которые вставляются в наборное полотно и закрываются экраном.

3-й вариант. Игра проводится так же, как и в 1-м варианте, но педагог не прячет игрушки, а меняет их местами. Сняв экран, спрашивает: «Что изменилось?»

4-й вариант. Проводится так же с картинками.

Целостное восприятие предмета и осознание отдельных частей в этом предмете

Цели, которые стоят перед дидактическими играми данного раздела, значительно сложнее. Детям предстоит осознать, что внешний вид предмета может меняться в зависимости от того, с какого положения на него смотрят – спереди, сзади, сбоку, снизу или сверху, но это все равно будет один и тот же предмет. Нужно также дать понять, что целый предмет может состоять из отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное место в целом, неизменное пространственное расположение. Все это, естественно, вызывает большие трудности у умственно отсталого ребенка.

Поставь правильно

Цель. Обратить внимание на то, что предметы могут по-разному выглядеть спереди, сзади, сбоку; продолжать развивать внимание; уточнять представление о предмете.

Оборудование. Объемные предметы, имеющие резко различный вид спереди и сзади или спереди и сбоку (например, такие: дом, у которого спереди дверь, окна и крыльцо, а сзади глухая стена; кукла, слон, шкаф из набора кукольной мебели, автобус, обезьянка, матрешка и др.), бумага, фломастер.

Ход игры. Игра проводится индивидуально или с двумя детьми. Педагог берет одну игрушку и рассматривает ее с ребенком в разных положениях – сначала спереди, потом сзади. Например, рассматривая матрешку спереди, обращает внимание на то, что видно лицо, на лице глаза, нос, рот, видны руки и фартук; потом рассматривает матрешку сзади и отмечает, что лица не видно, на голове платок, фартука тоже не видно, а видны завязки. Затем педагог просит ребенка отвернуться и закрыть глаза, кладет на стол изображение матрешки или в присутствии ребенка рисует контур матрешки. Ребенок должен обязательно сидеть рядом с педагогом, чтобы рисунок воспринимался с одной точки. После этого ребенок берет матрешку, а педагог предлагает ему поставить ее так, как она нарисована. Педагог трижды меняет рисунки, на которых матрешка нарисована в разных ракурсах (спереди и сзади), но порядок чередования должен быть различным, чтобы ребенок при рассматривании рисунка соотносил его с положением предмета.

По этому же принципу проводится игра и с другими предметами. По мере освоения игра проводится двумя детьми: один выкладывает рисунки, а другой меняет положение предмета. Это побуждает детей к самостоятельной оценке результата.

Найди свою половинку

Цель. Та же.

Оборудование. Картинки-половинки, изображающие предметы с разных сторон – спереди и сзади (кукла спереди и та же кукла со спины; мишка спереди и со спины; клоун спереди и со спины; дом спереди и сзади; портфель школьный спереди и сзади; шкаф спереди и сзади; матрешка спереди и сзади; телевизор спереди и сзади и др.), целлофановые мешочки, бубен.

Ход игры (проводится подгруппами из 6 детей). Играющие сидят на стульях, расставленных в ряд. Педагог кладет на большой поднос мешочки с картинками и предлагает каждому взять по одному мешочку. По сигналу бубна дети разбегаются по комнате. С окончанием звучания останавливаются, педагог предлагает раскрыть мешочки, достать картинки и найти свою пару, чтобы сесть на стул рядом. Дети достают картинки и сличают их. Затем парами садятся на стулья, складывая картинки так, чтобы получилось единое двустороннее изображение.

Чего не хватает

Цель. Обратить внимание на то, что при отсутствии какой-либо части целое нарушается; уточнять представление о предметах, о соотношении частей.

Оборудование. Сборно-разборные игрушки (игрушки, у которых можно снимать отдельные детали), картинки с изображением предметов, у которых отсутствуют существенные или характерные детали.

Ход игры. 1-й вариант. Педагог ставит на стол сборно-разборную игрушку без какой-либо важной и легко выделяемой части (например, дом без крыши или машину без колес) и просит сказать, целая ли это игрушка. Если дети говорят, что нет, спрашивает, чего в ней не хватает. После ответа или в случае затруднений достает коробку с деталями. В ней, кроме нужных, имеются и другие детали. Педагог предлагает кому-либо найти в коробке то, чего не хватает. Вместе с ребенком окончательно собирает игрушку.

 

2-й вариант. Педагог размещает на доске крупное аппликативное изображение какого-либо предмета, просит внимательно рассмотреть, чего не хватает в изображении, что еще надо наклеить. По мере того как дети называют недостающие части, педагог их наклеивает. Когда работа завершена, нужно рассмотреть ее с детьми, раскрывая целое и анализируя детали, составляющие это целое.

3-й вариант. Педагог раздает детям предметные картинки по одной на каждого и просит рассмотреть, чего в них не хватает. Затем дети поочередно встают, показывают свои картинки и рассказывают, каких деталей не хватает в предметах, изображенных на их картинках.

Что это такое

Цель. Активизировать представления о предметах развивать внимание и воображение.

Оборудование. Элементы аппликации – многократно повторенные формы на отдельных листах бумаги, дополнительные элементы, благодаря которым можно превратить основной элемент в часть того или иного предмета или осмыслить как целый предмет (см. вклейку).

Ход игры. Игра проводится индивидуально или подгруппами, В любом случае детям сначала дают образец действия. На доске полоска бумаги, на которой на определенном расстоянии друг от друга расположены прямоугольники. Педагог берет заранее заготовленные прямоугольники меньшего размера и выкладывает или наклеивает на первом прямоугольнике окна и двери. Спрашивает: «Что это?» Дети отвечают: «Дом». Педагог выкладывает на втором прямоугольнике голубую полосу и двух рыбок – получает аквариум. Третий прямоугольник превращает в телевизор. К четвертому добавляет два небольших круга и полоску и получает вагон. Затем выкладывается на доме вторая полоса, на которой расположены круги, и уже ребенок (дети) вместе с педагогом превращает, например, один круг в мяч, другой – в воздушный шар (добавляет полоску – веревочку), следующий – в яблоко (добавляет черенок с листочком) и т. п. Детям можно предложить и полукруг (зонтик, шляпа, гриб, лодочка с парусом и др.), овал (цыпленок, лимон, рыба и др.), треугольник (крыша дома, шляпа, елка и др.).

2-й вариант. Детям раздают листы бумаги, формы (двум рядом сидящим – разные формы) и ставят подносики с элементами для составления изображения. В процессе работы педагог подходит к детям и в случае необходимости помогает им. По окончании каждый ребенок называет, какие он придумал и сделал картинки.

3-й вариант. Детям раздают листы бумаги с нарисованными формами, карандаши или фломастеры и предлагают придумать и дорисовать картинки.

Лото-вкладки

Цель. Продолжать формировать целостный образ предмета, обратить внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого.

Оборудование. Карты лото с изображениями (предметными, сюжетными) разной степени сложности, имеющие вырезы и вкладки, заполняющие эти вырезы; на фоне выреза помещается контурный рисунок вырезанной части изображения; вырезы и соответствующие им вкладки могут быть разного размера и разной формы (круглые, квадратные, шестигранные, прямоугольные). Каждая карта состоит из двух картонных слоев, наклеенных друг на друга и образующих необходимую объемность. На одних картах могут быть вырезаны одна-две части предметов.

Ход игры. Вначале ребенок рассматривает целую карту, заполненную вкладками, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем взрослый вынимает 2–3 вкладки, перемешивает их и просит ребенка вставить «окошки» в свои места. Если ребенок допускает ошибки при вкладывании формы (перепутает верх, низ), то педагог указывает на контур. В дальнейшем карты с простым сюжетным изображением заменяются более сложными, с большим количеством вырезов.

Сделай игрушку

Цель. Та же.

Оборудование. Части предметов: плоскостные – картонные, обтянутые материей (поезд – несколько вагонов, колеса; лопата – основание и черенок; дом – два этажа, один с окнами и дверью, другой только с окнами и крышей; автобус – корпус и колеса; машина – кузов, кабина и колеса; фигурки мишки, птички, разделенные на составные части). Все детали могут иметь разные способы соединения: шнурками, кнопками, пуговицами или крючками.

Ход игры. Педагог предлагает детям сделать себе игрушки и поиграть с ними. Например, один будет делать машину, а другой – поезд и т. д. Каждому ребенку дает несколько элементов для своей игрушки и оказывает помощь в соединении частей. Игрушки обыгрываются.

 

Собери целое

Цель. Продолжать уточнять представления о предметах; учить выделять части и соединять их в целое; развивать мелкую моторику.

Оборудование. Стандартные сборно-разборные игрушки.

Ход игры (проводится с небольшими подгруппами из 2–3 детей). Дети сидят вокруг стола педагога, на котором разложены части сборно-разборной игрушки и ее изображение. Педагог показывает картинку, дети называют предмет, который будут складывать, находят его основные части сначала на картинке, а потом среди деталей и также называют их. С помощью педагога соединяют сначала основные, а затем второстепенные части. Готовую игрушку обязательно обыгрывают (машину катают, прокатывают в ворота, ставят в гараж или перевозят на ней игрушки).