Роль подвижной игры в развитии детей с ОПФР

    В современном обществе очень большой процент детей, физическое развитие которых не соответствует общепринятым нормам. У этих детей зачастую наблюдается стойкое нарушение познавательной деятельности, нарушение ощущений, восприятий, представлений, а также памяти, мышления, внимания и т.д.; общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, ограничивающий возможности общения; низкий уровень элементарных знаний и представлений об окружающем мире, узкий кругозор; отставание физического развития — диспропорции частей тела, отставание в длине и массе тела, нарушение осанки, плоскостопие и т.д.; сопутствующие заболевания — аномалии слуха, зрения и т.д.; низкая сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям; нарушения в формировании основных движений, характеризующиеся излишней напряженностью, скованностью, угловатостью; нарушения в развитии физических качеств — силы, быстроты, выносливости. Наибольшие отставания отмечаются в координационных способностях: точности, способности ориентироваться в пространстве, ритмичности движений, сохранении равновесия и т.д.; быстрая утомляемость из-за несовершенства нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем. Многим непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием, даже в основных видах движений.

   Важно уделить серьезное внимание тем видам деятельности, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию. Развитие двигательных функций и преодоление даже не резко выраженных двигательных нарушений имеют для таких детей важное значение. Ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений способствуют предупреждению выраженных трудностей в формировании двигательной функции.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия, в которых физическим воспитанием существенное место занимают подвижные игрыВажнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у детей. Она является одним из основных средств и методов физического воспитания и позволяет эффективно решать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Особенно эта проблема актуальна с детьми с ОПФР, у которых замедлен темп формирования двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы.

   В связи с этим возрастает необходимость воздействия средствами физического воспитания на различные параметры психофизической деятельности детей с ОПФР. А так как у детей с ОПФР эти навыки развиваются с задержкой, то целенаправленное систематическое проведение подвижных игр с дошкольниками - позволит быстрее освоить двигательные навыки, необходимые для нормальной жизнедеятельности ребенка с ОПФР. Игры способствуют всестороннему развитию ребенка. Они расширяют круг его представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей его среде. Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта (спортивным играм, легкой атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и др.). Такие игры направлены на совершенствование и закрепление разученных предварительно технических приемов и навыков того или другого вида спорта. Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Причем в подвижных играх физические качества развиваются в комплексе. Ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие

Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечно - сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Игры на открытом воздухе в летнее и зимнее время способствуют закаливанию детей. При отставании физического развития у детей необходимо использовать подвижные игры, которые способствуют оздоровлению организма, повышают общий уровень физического развития. Игры с прыжками могут использоваться также для коррекции роста детей. Современной наукой установлено, что на рост человека влияет не только наследственность, но и условия жизни и воспитания. Ценность подвижных (коррекционных) игр в том, что задание педагога в них становится игровым мотивом, поэтому выполняется ребенком непринужденно, увлеченно, легко переносится им в самостоятельную игру.

Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей. Наиболее приемлемы для детей подвижные игры, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх подобраны с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям детей. При проведении подвижных игр использовались такие методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнить движение. В результате проведенной работы движения детей заметно улучшаются. Все это позволяет повысить двигательную активность детей в самостоятельной деятельности, положительно сказываться на их физическом развитии.