Реализация представлений в звуках и шумах

автор - Сёмуха Т.П.

      Исследователями замечено заметное влияние музыкально – ритмических игр на формирование у детей способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.          В настоящее время такие проблемы со вниманием у детей далеко не редкость. Причины самые разные, но чаще всего недостаточная способность сосредоточиться имеет бытовые причины. Дети обычно проводят слишком много времени у телевизора: яркие картинки, резкая музыка, быстрая смена действий перегружают и истощают нервную систему детей. Способность к восприятию заметно снижается, дети с трудом сосредотачиваются на одном задании продолжительное время. Вместе с этим у детей наблюдается физическая неловкость, падает интерес к творческой игре. Музыкально – ритмические игры в условиях семьи являются эффективным средством профилактики неврозов, а так же прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.

Различают три типа музыкально – ритмических игр: - подражательные или жестовые; - игра на шумовых инструментах; - пальчиковые игры. Такой совместный игровой досуг для ребенка может организовать любая мамочка или бабушка без специальной, методической подготовки. Конечно, необходимо учитывать основные особенности детского возраста: нужна частая смена видов игр во время «занятия», идти часто навстречу желаниям ребенка, часто обновлять игровой репертуар и менять игровые задания. Увлекательной формой музыкально – ритмических игр для малышей является звукоподражание и элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах. С 4 -5 лет дети с огромным удовольствием играют под танцевальную музыку, аккомпанируют детским песенкам, импровизируют звуковые картинки на заданную тему или иллюстрируют шумами подходящие стихи. Для малышей 2 – 4 лет лучше использовать более простой вариант для музицирования: сказочки – шумелки. В такой сказке текст составляется так, что после одной – двух фраз ребенку есть возможность что-либо изобразить шумом. Дело это веселое и очень полезное. Совместная игра малыша со взрослыми или другими детьми дает навыки взаимодействия и коллективизма. Копирование чужих ритмов развивает слуховое восприятие и память. Различие громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких развивает слух ребенка, копирование шумов способствует развитию мелкой моторики. Благодаря шумовому оформлению сказочек, у ребенка развиваются умение сосредоточенно слушать, хорошая реакция и память. Занятие в целом творческое, и малышам нравится придумывать новые сказки и варианты к старым.

Советы родителям для успешного проведения игр – занятий: 1.    Подбирайте сказочку или рассказ, учитывая доступность для ребенка и удобство для шумового оформления. 2.    Для того, чтобы Ваш рассказ и шумовое оформление произвели впечатление на ребенка, обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку. 3.    Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и  выразительно, выдерживайте паузы. 4.    Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. 5.    Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказать  взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. Реализация малышом своих представлений в шумах и звуках – занятие творческое и весьма эмоциональное. Развивайте способности своих малышей через шумы и звуки!